Что такое афтозный стоматит?

Это заболевание, при котором в полости рта (на нёбе, языке и т. д.) появляются язвы. Сначала можно увидеть ярко-красное пятно, которое затем превращается в серовато-жёлтый очаг воспаления, обведенный красным по контуру. Язвочки болезненны при прикосновении, поэтому ребенку может быть трудно пережевывать пищу, говорить, иногда глотать. Хронический афтозный стоматит у детей протекает приступами, которые могут длиться 7-10 дней, после чего язвы заживают. При тяжелых формах болезни обострения могут быть частыми – до 3-5 раз в год.

Афтозный стоматит у детей: причина возникновения

Рецидивирующий афтозный стоматит у детей — не инфекционное заболевание. Его причины до конца не исследованы, однако известно, что может его провоцировать:

• заболевания желудочно-кишечного тракта, например, гастрит;
  • вирус герпеса также может вызывать афтозный стоматит у детей с ослабленным иммунитетом;
  • аллергический афтозный стоматит провоцируется контактом с пищевыми аллергенами;
  • недостаток витаминов (особенно B12, фолиевой кислоты и железа);
  • наследственность: если у родителей были афтозные стоматиты, ребенок также может ими страдать.

Афтозный стоматит у детей: симптомы

Афтозный стоматит у детей проявляется следующими симптомами:

• жжение, зуд на месте, где образуется язва;
  • боль во рту при жевании, разговоре, глотании, любом прикосновении к язве. Некоторые продукты, например, кислые, могут быть особенно болезненными;
  • афтозный стоматит у детей до года может проявляться капризами, плачем, отказом от еды.

Диагностика причин афтозного стоматита у детей

Врач-стоматолог назначает обследование для выявления возможных провоцирующих факторов, особенно если афтозный стоматит рецидивирует часто. Иногда для этого стоматолог направляет ребенка к другим специалистам — аллергологу или гастроэнтерологу, которые могут назначить исследования и тесты.

Как лечить афтозный стоматит у детей

При лечении афтозного стоматита применяются местные средства:

• Полоскание полости рта. При лечении самых маленьких детей можно использовать мирамистин. Такие малыши, как правило, не умеют полоскать рот, поэтому удобнее всего использовать спрей.
  • Если мы лечим афтозный стоматит у ребенка, которому 2 года, можно предложить ему научиться полоскать рот раствором хлоргексидина. Полоскать следует 3-4 раза в день.
  • Для детей постарше можно использовать спрей Хлорофиллипт или смачивать им ватный тампон, а затем обрабатывать каждую язву 3-4 раза в день.
  • Противовоспалительные средства, такие как Холисал, который также обезболивает. Его наносят на язвы 4 раза в день, равномерно распределяя по пораженной поверхности.
  • Гель Солкосерил может ускорить заживление и снять боль.
  • Во время обострения не давайте ребенку слишком твердой, соленой, кислой и острой пищи. Обязательно чистить зубы и побольше пить. Вы можете использовать зубную пасту без лаурилсульфата натрия, чтобы уменьшить боль.
  • Проследите за тем, чтобы рацион ребенка был достаточно разнообразен, и чтобы он получал нужное количество витаминов и микроэлементов. Это поможет предотвратить рецидивы.

Опубликовано 17.01.2023

Обновлено 17.01.2023