Дети нередко сталкиваются с травмами зубов — по неосторожности ударился дома, упал во время активных игр или  занятий спортом.

Ничего удивительного, ведь дети очень активны, а в раннем возрасте они еще плохо координируют движения и не рассчитывают свою силу.

Что делать родителям, если у ребенка откололся кусочек молочного зуба или постоянного, можно ли сохранить сломанный зуб и какие есть варианты лечения?

Какие бывают травмы зубов у детей?

Травмам подвержены и молочные, и постоянные зубы.

Маленькие пациенты могут столкнуться со следующими травмами зубов:

• Ушиб зуба. В этом случае после механического воздействия внешне зуб не выглядит поврежденным, однако у него могут быть внутренние повреждения. Например, ребенок может получить ушиб зуба, сильно укусив твердый предмет. Понять, что у ребенка ушиб, можно, если ребенок ударился зубом и зуб потемнел — это происходит из-за кровоизлияния. Также при ушибе появляются ноющие боли, отек и покраснение десны, у зуба может возникнуть небольшая подвижность.
  • Вывих зуба. В этом случае из-за травмы зуб смещается со своего места, в некоторых случаях он даже может полностью выпасть из лунки. В этом случае не нужно отчаиваться — следует сразу обратиться к детскому стоматологу, ведь остается шанс сохранить зуб. При этом, если зуб выпал, его нужно как можно быстрее поместить во влажную среду — физиологический раствор или обычную воду — и в таком виде вместе с ребенком сразу привезти к  к доктору. Если все не так серьезно, то признаком вывиха будет, если ребенок ударился и зуб шатается, а прикосновение или попытки сомкнуть зубы вызывают боль.
  • Перелом зуба. Последствия травмы в этом случае очевидны: у ребенка откололся кусочек зуба или даже его большая часть. Чаще бывает так, что у ребенка сломался передний зуб — например, если ребенок упал и ударился зубами, то с большой вероятностью пострадают именно передние. Нередко такую травму дети получают во время драк или спортивных игр. Если у ребенка при травме сломался или треснул зуб в коронковой части, может потребоваться комплексное лечение, в том числе лечение каналов.
  • Перелом корня. В этом случае внешне коронка зуба может оставаться целой, но в корне есть трещина. Из-за этого ребенок чувствует боль при накусывании, а ткани вокруг травмированного зуба отекают. В этом случае нужно срочно обратиться к стоматологу, чтобы сохранить зуб.

Что делать, если у ребенка сломался зуб

В первую очередь после получения травмы осмотрите ребенка на наличие других повреждений и убедитесь, что он в безопасности.

Осмотрите поврежденный зуб: если сломался зуб под корень  или же откололось более половины высоты зуба и в нем видно красную точку, то это нерв, значит, не давайте ребенку горячие или холодные напитки. Чтобы снять болевой синдром, можно дать малышу «Нурофен».

Если откололся зуб у ребенка, найдите осколок и поместите его в физраствор (подсоленную воду) или хотя бы просто в чистую воду. И как можно скорее отправляйтесь к стоматологу (желательно посетить врача в первые 24 часа после травмы). Чем раньше вы окажетесь у врача, тем больше шансы на сохранение зуба на долгосрочный период.

Нужно ли лечение при переломе молочного зуба?

Нередко, если сломался молочный зуб у ребенка, этот зуб удаляют, потому что важнее сохранить зачаток постоянного зуба. Однако преждевременная потеря молочного зуба может привести к серьезным проблемам с зубным рядом, формированием постоянных зубов, нарушению прикуса. Также из-за недостаточного пережевывания пищи из-за отсутствующего зуба могут развиться болезни ЖКТ.

Поэтому даже если откололся молочный зуб, а не постоянный, имеет смысл по возможности сохранить и восстановить его.

Какое нужно лечение, если травмирован молочный или постоянный зуб у ребенка?

Метод лечения зависит от вида и степени травмы зуба. Детский стоматолог на приеме проводит осмотр ротовой полости маленького пациента, для более тщательной диагностики могут быть назначены дополнительные обследования, например КТ или рентген-снимок.

Как правило, при ушибе достаточно медикаментозной терапии: пациенту назначат противовоспалительные средства, компрессы, полоскание рта отварами. На период восстановления из рациона нужно будет исключить твердую, сильно солёную или перчёную и слишком горячую пищу. Чтобы ребенок не травмировал зуб при жевании, его могут изолировать защитной шиной или повязкой. Если при ушибе травмирована пульпа, может потребоваться удаление нерва. В этом случае врач проводит полноценное стоматологическое лечение: делает анестезию, вскрывает зуб, чистит каналы и накладывает пломбу.

При вывихе стоматолог сделает рентген-снимок, чтобы оценить состояние корней зуба и пульпы, после чего при наличии возможности зафиксирует зуб в лунке с помощью шины или проведет реплантацию (если зуб полностью выбит из лунки).

Если вследствие травмы незначительно раскололся зуб у ребенка, врач отшлифует небольшие сколы или восстановит зуб композитным материалом.

При переломе корня постоянного зуба необходимо лечение каналов под анестезией и установка штифта, чтобы зафиксировать обломки. Лечение молочных зубов в этом случае не проводят, сломанный зуб удаляют.

Если зуб сломался в коронковой части на уровне дентина, без травмы пульпарной камеры, то врач просто восстанавливает зуб композитным материалом. Если при переломе задело пульпу, детский стоматолог оценивает, насколько сохранны ткани пульпы и какой их объём необходимо убрать, после чего врач восстанавливает зуб композитным материалом либо коронкой, исходя из того, сколько тканей зуба утеряно.

При травмах зубов — постоянных или молочных — врачи стремятся сохранить зуб. Однако если удаление неминуемо, взамен утраченного зуба можно будет поставить съемный протез или другую ортодонтическую конструкцию.

Почему Euromed Dental

В нашей клинике маленькие пациенты получают качественное и заботливое стоматологическое лечение — без боли и слез. Вы можете записаться на адаптационный прием, где малыш сначала знакомится со своим доктором, может осмотреть кабинет, чтобы лечение прошло для него в комфортной знакомой обстановке.

В нашей команде работают опытные квалифицированные врачи и медперсонал, которые точно найдут подход к вашему ребенку, и визит в клинику пройдет для вас легко и без стресса.

Опубликовано 19.02.2024

Обновлено 20.02.2024