Что такое пульпит

Пульпит — это воспаление сосудисто-нервного пучка (пульпы) зуба. При пульпите бактерии поражают не только эмаль и дентин, но и нервные окончания и кровеносные сосуды зуба. Из-за особенностей структуры зубов у детей пульпит может развиться из кариеса очень быстро — за 3-4 месяца. Это происходит потому, что как у молочных, так и у молодых постоянных зубов минерализация ниже, чем у зубов взрослых. Если у ребенка любого возраста возник пульпит, его нужно обязательно вылечить, так как пульпит чреват серьезными осложнениями. У маленьких детей пульпит обычно развивается на передних зубах и на молярах.

Пульпит молочных зубов: причины

• Кариес, который не вылечили вовремя.
  • Неправильная гигиена полости рта.
  • Травмы зубов — сколы, вывихи и переломы.
  • Системные инфекционные болезни, которые также могут спровоцировать развитие пульпита.

Диагностика пульпита у детей

• Острый пульпит проявляется очень сильной болью в зубе, которая появляется обычно вечером, ближе к ночи. Процесс развивается быстро, и на следующий день ребенок может отказываться от еды, иногда поднимается температура и воспаляются лимфоузлы.
  • Хронический пульпит у детей иногда протекает вообще без боли и других симптомов. Он может развиваться под пломбами или в зубах с запущенным кариесом. Иногда зуб может болеть от прикосновения холодной или горячей пищи, но боль быстро проходит.

При диагностике стоматолог проверяет, как зуб «откликается» на пальпацию (ощупывание), перкуссию (постукивание), струю воздуха. Визуальный осмотр и другие методы также помогают отличить пульпит от кариеса и периодонтита.

Симптомы пульпита у ребенка

Стоит показать ребенка стоматологу, если есть следующие симптомы:

• Сильно болит зуб. Боль может быть не очень сильной или острой, резкой, но она самопроизвольная и ноющая, повторяется несколько дней подряд в одно и то же время. При пульпите зуб может болеть приступами — например, во время еды, при воздействии горячего или холодного, при выходе на улицу, усиливаться ночью.
  • Боль в зубе отдаёт в висок или ухо. Для пульпита характерны «блуждающие» боли — может болеть не только зуб, но и другие участки челюсти, щеки, ух, даже глаз.
  • Опухает щека, лимфатические узлы на пораженной стороне.
  • Ребенок отказывается от еды из-за зубной боли или не может жевать на стороне воспаления.
  • Изо рта неприятно пахнет. Этот симптом может возникнуть при гнойном или гангренозном пульпите.
  • Воспалилась десна, опухла слизистая рядом с больным зубом.
  • Зуб потемнел, на нем видно пятно.
  • При вышеописанных симптомах повышена температура, ребенок выглядит слабым и вялым, капризничает, нарушено общее состояние.

Осложнения пульпита

Пульпит необходимо обязательно и срочно вылечить. Если этого не сделать, серьезные осложнения могут развиться в течение нескольких дней. Это прежде всего:

• Периодонтит (воспаление верхней части корня зуба).
  • Периостит и остеомиелит (гнойное воспаление надкостницы и челюстных костей).
  • Повреждение зачатков постоянных зубов (у детей с молочными зубами может произойти гибель зачатков постоянных зубов из-за распространения инфекции).

Как лечат пульпит молочных зубов

Лечение пульпита у детей всегда проводится под анестезией. Это может быть местная анестезия или медикаментозный сон. Мы лечим детям зубы в медикаментозном сне, если они не могут долго сидеть с открытым ртом, если нужно вылечить сразу много зубов и в некоторых других случаях. Иногда при пульпите молочный зуб удаляют полностью. Но если он должен смениться ещё не скоро, мы всегда стараемся сохранить зуб, так как «пробел» в зубном ряду может впоследствии обернуться нарушением прикуса.

Существует несколько разных методов лечения пульпита. Обычно, проводя лечение пульпита у детей, стоматолог тщательно обрабатывает каналы зуба пастой для умерщвления нерва, инфицированные ткани удаляются, затем зуб пломбируется противовоспалительной пастой.

Если у ребенка с пульпитом сильный отек или есть абсцесс, стоматолог может направить его на лечение в стационар, так как лечат пульпит у детей с отеками и абсцессами по правилам только в условиях госпитализации.

Лечение пульпита постоянных зубов у детей

Молодые постоянные зубы имеют свои характерные особенности, поэтому лечить их следует не у взрослого, а у детского стоматолога. Часто лечение зубов с незаконченным формированием корня проводится путем частичного сохранения зубного нерва, что даёт шансы на формирование корневой системы зуба.

Если корень уже завершил свое формирование, стоматолог чаще проводит полное удаление нерва и затем пломбирует каналы.

Профилактика пульпита

Чтобы не допустить развитие пульпита, следует посещать с ребенком стоматолога не реже чем один раз в 3-4 месяца.

Опубликовано 12.01.2023

Обновлено 28.01.2023